Шаг 1
В Монтессори-педагогике выделяют 4 возрастные
стадии развития (так называемые «планы развития»),
каждый из которых длится около 6 лет:
Почему гайды разделены именно
по таким возрастным границам?
— период зрелости и социализации взрослого человека: формируется зрелая личность, способная к самообеспечению, социальной ответственности и вкладу в общество.
Четвёртый план (18–24 года)
— период самоидентификации и становления личности: этап формирования характера, поиска своего места в обществе. Подростки стремятся
к независимости, важна социальная деятельность и практический опыт.
Третий план (12–18 лет)
Второй план (6–12 лет)
— период воображения и разума: развитие логического мышления, интерес к абстрактным понятиям, нравственности, социальной справедливости. Дети тянутся к познанию мира
и исследованию больших идей.
0–3
бессознательное
впитывание
Делится на два подплана:
3–6
сознательное впитывание
Toddler (начинающий ходить, прогуливаться)
Nido
(гнездышко — теплое, уютное место для занятий с младенцами)
делится еще на:
— период впитывающего ума: ребенок впитывает информацию из окружающей среды, особенно через чувства и движение. Развитие речи, моторики, базовых навыков и независимости.
Первый план (0–6 лет)
Организация пространства
для детей от 1,5 до 3 лет
Общие рекомендации к созданию безопасного пространства детской
В чем ценность домашней Монтессори-среды
Домашняя Монтессори-среда — это продуманный
подход к развитию, основанный на уважении к ребёнку.
Посмотри видео, в котором объяснены принципы
Монтессори-системы и обустройства домашней среды.
П
оздравляем вас с важным шагом
— перед вами гайд, который поможет создать пространство, поддерживающее естественное развитие вашего малыша
с первых дней жизни!
Этот материал подготовлен практикующим Монтессори-педагогом
и дизайнером, которые объединили опыт изнания, чтобы сделать оформление детской комнаты одновременно педагогически выверенным и эстетически гармоничным.

Мы знаем, как важно в раннем возрасте обеспечить малышу пространство, где он чувствует себя в безопасности, может свободно двигаться, исследовать и учиться в своём темпе.
Мы покажем, как заботливо подготовленная домашняя среда может не только облегчить путь родительства, но и наполнить его радостью
и спокойствием для всей семьи.
Простыми словами, мы разделяем гайды по возрастам для того, чтобы сформировать домашнюю среду
под сенситивные периоды ребенка и его ближайшую зону развития. А также
под нужды и потребности родителей.
Шаг 2
Изучи информацию о возрастных
особенностях детей от 0 до 1,5 лет
детская комната
для детей от 1,5 до 3 лет
В комнате, оформленной по принципам Монтессори, пространство разделяется на зоны, соответствующие различным видам деятельности и развития ребёнка. Зоны в учебных центрах будут отличаться от домашнего пространства. Например, в классе в одной комнате есть доступ к воде и материалы с ней, а также двигательная и зона приёма пищи.

Дома не нужно объединять это всё в одном пространстве, так как дома свой порядок, используемый всеми членами семьи, поэтому в комнате ребёнка мы выделяем следующие зоны:
Маленькие дети живут в мире, где всё новое, и порядок этого мира они только начинают строить.
Когда пространство ясно структурировано, ребёнок получает:
У ребёнка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нём.
При помощи того, что его окружает, малыш создаёт собственную «умственную плоть».

Поэтому-то задача взрослых, по Монтессори, состоит
не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать
«разуму ребёнка в его работе над своим развитием», поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. И именно этой энергии нужно помочь, но не обычным, словесным обучением, не прямым вмешательством в процесс перехода от неосознанного к осознанному,
а подготовленной средой и подготовленным взрослым.
зонирование — основа
Монтессори-пространства:
В этом возрасте ребёнок делает мощный рывок вперёд:
он хочет действовать сам, двигаться свободно, выбирать
и повторять, чувствовать, что он способен. Всё его существо говорит: «Помоги мне сделать это самому».
Ребёнок знает: «Здесь я читаю», «Здесь я одеваюсь»,
«Здесь я могу побыть один».
Это снижает тревожность
и даёт опору.
хозяйственный уголок
или зона ухода за пространством
зоны для творчества
зона переодевания
зона ухода за собой и средой
(зона деятельности с играми и материалами)
зона сенсомоторного развития
и расширения языка
зона сна
уголок уединения и библиотека
Чёткие и доступные зоны говорят:
«Ты можешь это сделать сам».
Зонирование помогает ребёнку понять, что у каждой вещи есть своё место — и формирует навык возвращать предмет туда, откуда он его взял без уговоров взрослого.
Когда каждая зона служит своей цели, меньше отвлекающих факторов. Ребёнку легче сосредоточиться на одном действии и довести его до конца.
Предсказуемость
и чувство безопасности
Развитие самостоятельности
Формирование
порядка
Развитие концентрации
Шаг 3
Познакомься с организацией детского пространства,
в соответствии с Монтессори принципами на примере разработанной нами типовой комнаты, которая растёт
из гайда в гайд вместе с ребёнком!
Зона ухода за собой
Зона творчества
зона сна
зона гардероба
зона уединения
Зона сенсорно-моторной деятельности
Шаг 4
Подготовленный взрослый
В Монтессори-педагогике «подготовленный взрослый» — это ключевая фигура, от которой зависит, насколько успешно ребёнок будет развиваться в окружающей среде.
Термин включает не только знания,
но и внутреннее состояние взрослого.
Посмотри видео и приступи к обустройству дома, который говорит ребенку:
«Ты важен. Я верю в тебя. У тебя все получится»
обсудить детали
Задать вопросы
&