детская комната
для детей от 1,5 до 3 лет
В комнате, оформленной по принципам Монтессори, пространство разделяется на зоны, соответствующие различным видам деятельности и развития ребёнка. Зоны в учебных центрах будут отличаться от домашнего пространства. Например, в классе в одной комнате есть доступ к воде и материалы с ней, а также двигательная и зона приёма пищи.
Дома не нужно объединять это всё в одном пространстве, так как дома свой порядок, используемый всеми членами семьи, поэтому в комнате ребёнка мы выделяем следующие зоны:
Маленькие дети живут в мире, где всё новое, и порядок этого мира они только начинают строить.
Когда пространство ясно структурировано, ребёнок получает:
У ребёнка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нём.
При помощи того, что его окружает, малыш создаёт собственную «умственную плоть».
Поэтому-то задача взрослых, по Монтессори, состоит
не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать
«разуму ребёнка в его работе над своим развитием», поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. И именно этой энергии нужно помочь, но не обычным, словесным обучением, не прямым вмешательством в процесс перехода от неосознанного к осознанному,
а подготовленной средой и подготовленным взрослым.
зонирование — основа
Монтессори-пространства:
В этом возрасте ребёнок делает мощный рывок вперёд:
он хочет действовать сам, двигаться свободно, выбирать
и повторять, чувствовать, что он способен. Всё его существо говорит: «Помоги мне сделать это самому».
Ребёнок знает: «Здесь я читаю», «Здесь я одеваюсь»,
«Здесь я могу побыть один».
Это снижает тревожность
и даёт опору.
хозяйственный уголок
или зона ухода за пространством
зона ухода за собой и средой
(зона деятельности с играми и материалами)
зона сенсомоторного развития
и расширения языка
уголок уединения и библиотека
Чёткие и доступные зоны говорят:
«Ты можешь это сделать сам».
Зонирование помогает ребёнку понять, что у каждой вещи есть своё место — и формирует навык возвращать предмет туда, откуда он его взял без уговоров взрослого.
Когда каждая зона служит своей цели, меньше отвлекающих факторов. Ребёнку легче сосредоточиться на одном действии и довести его до конца.
Предсказуемость
и чувство безопасности
Развитие самостоятельности