Шаг 1
Организация пространства
для детей от 0 до 1,5 лет
Этот материал подготовлен практикующим Монтессори-педагогом
и дизайнером, которые объединили опыт изнания, чтобы сделать оформление детской комнаты одновременно педагогически выверенным и эстетически гармоничным.

Мы знаем, как важно в раннем возрасте обеспечить малышу пространство, где он чувствует себя в безопасности, может свободно двигаться, исследовать и учиться в своём темпе.
В Монтессори-педагогике выделяют 4 возрастные
стадии развития (так называемые «планы развития»),
каждый из которых длится около 6 лет:
Почему гайды разделены именно
по таким возрастным границам?
— период зрелости и социализации взрослого человека: формируется зрелая личность, способная к самообеспечению, социальной ответственности и вкладу в общество.
Четвёртый план (18–24 года)
— период самоидентификации и становления личности: этап формирования характера, поиска своего места в обществе. Подростки стремятся
к независимости, важна социальная деятельность и практический опыт.
Третий план (12–18 лет)
Второй план (6–12 лет)
— период воображения и разума: развитие логического мышления, интерес к абстрактным понятиям, нравственности, социальной справедливости. Дети тянутся к познанию мира
и исследованию больших идей.
0–3
бессознательное
впитывание
Делится на два подплана:
3–6
сознательное впитывание
Toddler (начинающий ходить, прогуливаться)
Nido
(гнездышко — теплое, уютное место для занятий с младенцами)
делится еще на:
— период впитывающего ума: ребенок впитывает информацию из окружающей среды, особенно через чувства и движение. Развитие речи, моторики, базовых навыков и независимости.
Первый план (0–6 лет)
П
оздравляем вас с важным шагом
— перед вами гайд, который поможет создать пространство, поддерживающее естественное развитие вашего малыша
с первых дней жизни!
Общие рекомендации к созданию безопасного пространства детской
В чем ценность домашней Монтессори-среды
Домашняя Монтессори-среда — это продуманный
подход к развитию, основанный на уважении к ребёнку.
Посмотри видео, в котором объяснены принципы
Монтессори-системы и обустройства домашней среды.
Мы покажем, как заботливо подготовленная домашняя среда может не только облегчить путь родительства, но и наполнить его радостью
и спокойствием для всей семьи.
Простыми словами, мы разделяем гайды по возрастам для того, чтобы сформировать домашнюю среду
под сенситивные периоды ребенка и его ближайшую зону развития. А также
под нужды и потребности родителей.
Шаг 2
Изучи информацию о возрастных
особенностях детей от 0 до 1,5 лет
детская комната
для детей от 0 до 1,5 лет
библиотека
(обычно это маленькие, удобные для ребенка сметки, щетки, совки и тряпочки в форме “варежки” для протирания пыли и губка для сбора воды)
хозяйственный уголок
или зона ухода за пространством
зоны для творчества
уголок развития языка
(постепенно увеличивающаяся зона, начинается
с платочков и маленького мусорного ведра на столике)
зона ухода за собой
(даже у малышей мы ставим небольшой шкаф
с одеждой для постепенного самостоятельно включения ребенка в процесс)
зона переодевания
(зона двигательной активности у малышей)
зона сенсомоторного развития
зона кормления
зона сна
место для отдыха и музыки
Вы можете удивиться, зачем такое количество зон малышу, который еще не может ими самостоятельно воспользоваться. Не секрет, что дети копируют действия своих родителей, значимых взрослых, которые находятся рядом на этапе формирования
их интереса к миру вокруг.
В комнате, оформленной по принципам Монтессори, пространство разделяется на зоны, соответствующие различным видам деятельности и развития ребенка.

Зоны в учебных центрах будут отличаться от домашнего пространства. Например, в классе в одной комнате есть доступ к воде и материалы с ней, а также двигательная и зона прием пищи. Дома не нужно объединять это все
в одном пространстве, так как дома свой порядок, используемый всеми членами семьи, поэтому в комнате ребенка мы выделяем следующие зоны:
Шаг 3
Мы советуем позаботиться о создании
таких зон заранее по двум причинам:
Первые 6–8 недель жизни ребёнка — это особенное время, называемое симбиотическим периодом. В центре этого периода — глубокий контакт и связь между родителями и ребёнком.
Вы показываете ребёнку в своих действиях дисциплину мысли: нужно переодеться – вижу шкаф – там лежат вещи – их нужно надеть; пролилась вода – в этом углу всегда швабра – вытираю пол и т.д.

Это стимулирует образование причинно‑следственных связей и профилактику многих кризисов, ребёнка просят что‑то делать, а это становится его нормой деятельности.
По мере взросления малыша все меньше времени вы можете уделить формированию среды – он больше требует времени на проведение вместе, а если деятельность не подготовлена для него — он использует предметы взрослых.

Защитить себя от переживаний, что малыш берёт взрослые предметы, опасные для него, можно, создав уголки с допустимыми для него предметами с той же целью, что и в быту у взрослых.
Познакомься с организацией детского пространства,
в соответствии с Монтессори принципами на примере разработанной нами типовой комнаты, которая растёт
из гайда в гайд вместе с ребёнком!
Уголок кормления
Зона пеленания
Зона активности
Зона сна
Шаг 4
Подготовленный взрослый
В Монтессори-педагогике «подготовленный взрослый» — это ключевая фигура, от которой зависит, насколько успешно ребёнок будет развиваться в окружающей среде.
Термин включает не только знания,
но и внутреннее состояние взрослого.
Посмотри видео и приступи к обустройству дома, который говорит ребенку:
«Ты важен. Я верю в тебя. У тебя все получится»